Из истории камина
Определить точный «возраст» камина ученые затрудняются, однако предполагают, что он является наиболее древним элементом жилища: ведь прообраз камина сложился еще в эпоху неолита. Примитивный очаг, на котором готовили пищу, не имел даже трубы и представлял собой просто-напросто костер, окруженный каменной «оправой». Дым от подобного очага уходил в отверстие на потолке.
От этого допотопного очага, как считают ученые, и произошел камин, получив со временем широкое распространение в Западной и Восточной Европе.
Шло время, и спустя столетия конструкция камина постепенно усовершенствовалась: появилась труба с конусообразным раструбом для улавливания дыма. Однако свой привычный облик камин приобрел не сразу. Пристраивать к стене его научились гораздо позже. Первоначально, в Древнем Риме, например, в конструкции камина использовались специальные балки, поддерживающие трубу и не связанные со стенами дома. Вот как, описывал древнеримские камины Андрее Палладио, зодчий эпохи Возрождения, в своем знаменитом трактате об архитектуре и традициях античности: «Древние имели обыкновение нагревать свои комнаты следующим образом. Строились на середине камины с колоннами, поддерживающими архитравы, над которыми высилась пирамида, куда уходил дым».
Через несколько веков камин «переместился» к стене, и следующим шагом в его развитии стало слияние со стеной топки и дымохода.
Первые средневековые камины строились из тесаного камня (позже для их изготовления стали применять и кирпич). Но все эти камины не предназначались для украшения помещения и представляли собой лишь подобие грубого очага. Их «долгом» было выполнение исключительно утилитарных функций: отопление помещения и приготовление пищи, особенно в раннем средневековье. Но постепенно появились камины, отвечающие новым требованиям архитектуры и функционально более удобные. Так, уже в XII веке в домах стали строить камины с прямым дымоходом, примыкающие к стене, частично или полностью встроенные в стену или сооружаемые в углу зала. Со временем камин стал пользоваться особым почетом. Комната, где располагался камин, получила наименование «каминного зала», и не случайно. Размеры некоторых старинных каминов поражают воображение и по сей день: например, в старинном аббатстве Мон-Сен-Мишель во Франции существует камин размером с комнату — такой огромный, что странствующие рыцари-паломники могли без труда зажарить в нем целую бычью тушу.
К XIII веку камин становится весьма значимой деталью интерьера. В зависимости от объема отапливаемого помещения камины начинают изготавливать двойными или даже тройными. Благодаря внушительным размерам камин приобретает облик архитектурного сооружения: его начинают украшать крепостными башенками, шпилями, фризами с изображениями рыцарских турниров, картинами охоты или ироническими сценками на бытовые темы. Тем не менее камин по-прежнему в большей степени является средством для обогрева помещения, чем изысканным элементом интерьера.
Пристальное внимание художников камин привлек лишь с наступлением эпохи Возрождения. Можно сказать, что, начиная с этого времени, древний очаг существенно преобразился. Многие старинные камины можно назвать настоящими произведениями искусства: они искусно украшены колоннами и пилястрами, флорентийской мозаикой, изразцами, резными украшениями; их порталы облицованы гранитом и мрамором (рис. 3 а, б).
Кстати, отделка каминов изразцами, получившая впоследствии большую популярность в Германии, создала новый стиль в оформлении каминов. Изразцы стали прообразом современной кафельной облицовки, которая и по сей день остается модным решением в отделке каминов.
Постепенно изменилась и конструкция камина: увеличились размеры дымосборника и площадь самого камина вдоль стены.
В Великобритании камины начали устанавливать в длинных стенах, и чем больше, чем грандиознее был камин, тем чаще он служил для обогрева помещения и его украшения в большей степени, чем для приготовления пищи (кухни в средние века было принято устраивать отдельно). По вполне очевидным причинам в Великобритании — стране с сырым туманным климатом — очаги играли огромную роль, становясь в зимние месяцы средоточием всей внутренней жизни дома.
В интерьерах начала XIV века камин приобрел большое значение как элемент интерьера, а прилегающая к нему часть комнаты или зала стала наиболее значимой в пространстве помещения, где установлен камин. А в XV столетии для защиты стены от интенсивного нагревания и в качестве украшения в задней части топки появилась тяжелая, отлитая из чугуна декоративная доска.
И по сей день камин, выполненный в подобном стиле — сложенный из нарочито необработанного камня или кирпича с открытой кладкой, — привносит в дом романтичную атмосферу старинного замка и не только оживляет гостиную или холл городского дома или загородного коттеджа, но и отражает пристрастие хозяина к филосс ской созерцательности.
Такой камин прекрасно смотрится в интерьере с опт катуренными или облицованными резным дубом ста ми и балочными потолками (рис. 4).
Долгое время камины имели существенный констр; тивный недостаток — неравномерность поступления в духа при сжигании топлива. Чтобы устранить этот не, статок, изобретательные мастера-печники на протяжен столетий предпринимали попытки совершенствовав конструкцией каминов, направленные на повышение с пени использования тепла газов. Так, еще в XVII веке б создан камин со встроенным калорифером, который i стоял из коробки, каналов для входа холодного воздух для выхода нагретого (рис. 5). Вслед за этим появились и более усовершенствованные камины, оснащенные дымооборотами, что приблизило их конструкции к печам. Иногда дымообороты устраивали из металлических труб, заключенных в канал. Циркулировавший в этом канале воздух поднимался вдоль раскаленной трубы, нагревался и через специальное отверстие (душник) выходил в помещение.
В других конструкциях каминных печей дымообороты выполняли из кирпича. Продукты сгорания, проходя через кирпичные газоходы, уходили из нижней части в дымовую трубу. Газоходы со всех сторон окружались циркуляционными каналами. Холодный воздух проходил через нижнюю зону, постепенно нагревался и выходил через душник (рис. 6). Важность камина как элемента интерьера, как объекта, позволяющего воплотить самые смелые фантазии в богатстве декора, была особенно признана в XVII веке с возникновением «стиля Регентства». Кстати, стиль «Рижане» (другое название стиля позднего барокко) и по сей день любят воплощать в современных произведениях дизайнеры, поскольку именно в то время декорирование каминов получило большое развитие.
Особое значение стало придаваться и оформлению пространства вокруг камина. Например, голландцы «привили» Европе страсть к украшению интерьера масляной живописью, и картины заняли место и над камином.
В эпоху барокко и рококо каминные украшения стали выполнять меньшего размера, но более изысканными. Так, с приходом рококо возникли легкие панели, деликатные карнизы и большие зеркала над каминами (такие камины, например, отражены в серии гравюр Д. Маро «Новые камины с зеркалами во французской манере»). Кроме того, постоянными спутниками камина стали различные украшения на каминных полках — от неподвижных и грузных, покрытых сложной резьбой, до фарфоровых и фаянсовых ваз, восточного фарфора и европейских глазурованных сосудов. На каминные полки стали устанавливать причудливые фигурки пастушек, дам и кавалеров, гарнитуры из больших часов в центре и ваз, канделябры, симметрично расположенные по обеим сторонам.
Викторианский стиль», эклектичный по своей сути, использовал потенциальные возможности всех стилей. В это время появился хорошо известный камин с литой чугунной топкой. Стали применяться и эмалевые вставки, расписанные вручную. Большую популярность приобрели деревянные порталы, которые иногда расписывались изображениями цветов, птиц и жанровыми сценами. Все это современники назвали «стилем подставок и верхушек» (bracket and overmantel style) за некоторую дробность и хаотичность декора, перегруженного деталями.
Как уже было сказано, наибольшую популярность камин завоевал в европейских странах. В России же камины появились несколько позднее: их история в нашей стране насчитывает всего несколько веков. В эпоху Петра I камины стали все чаще появляться в интерьерах дворцов — как правило, по английскому образцу, с экраном или кованой решеткой.
Первоначально камины разрешалось строить лишь знатным людям. Прекрасные камины появились во дворцах Петергофа, Кускова, Останкина, Лефортова, где они легко уживались с традиционными изразцовыми печами. Однако длительное время камины считались скорее забавой богатых дворян и атрибутом роскоши, чем практически полезным и необходимым бытовым предметом. Может быть, потому, что наличие камина в доме было одной из отличительных привилегий, дарованных Петром I русскому дворянству. В русском обществе исторически сложилось отношение к камину как к престижному элементу интерьера, определяющему уровень респектабельности и социальной значимости хозяина.
С возникновением новых стилей и направлений в искусстве характер декоративных элементов камина менялся, но тенденция украшать домашний очаг оставалась неизменной. Она сохранилась и по сей день, несмотря на то, что современные камины зачастую имеют авангардный облик.
Впоследствии объектами художественного интереса стали также и разнообразные каминные аксессуары. Издавна камин оснащался и такими дополнительными приспособлениями, как щипцы для перевертывания горящих дров, специальная вилка для ворошения топлива, щетка на длинной ручке и совок для чистки топки, меха для раздувания огня.
В XVIII веке в обиход вошли кочерга для разбивания горящего угля на мелкие кусочки, ведерки и ящики для угля, которые впоследствии сменили резные деревянные ящики и решетки для топлива.
Изящество и красоту приобрели такие элементы камина, как колосниковая решетка для дров камина, находящаяся в топке, и решетчатый углесборник, предназначенные для того, чтобы обеспечить доступ воздуха к дровам и дать углям полностью прогореть (кстати, следует отметить, что и современные художники — мастера кузнечного дела — с удовольствием продолжают импровизировать с этими каминными приспособлениями). Тогда же художественной отделке подверглась и топка камина, которую стали оформлять огнеупорным кирпичом.
Возникли и другие аксессуары: например, каминные экраны, украшенные живописью, гобеленами или представляющие собой специальные сетки, через которые можно было наблюдать за танцующим в камине пламенем. Их стали устанавливать и для того, чтобы защитить деревянный пол комнаты от попадания на него горящих углей.
С возникновением стиля «модерн», охарактеризовавшегося изысканностью непрямых линий и характерных растительных мотивов, модными стали как центральный камин-очаг, так и пристенные и встроенные камины, которые дизайнеры и сегодня называют «квинтэссенцией эстетики нового направления в искусстве». Изысканность этих каминов подчеркивалась использованием в их отделке мрамора, керамики, кованого и литого металла.
Эстетически привлекательны и камины, выполненные в стиле Art Deco и созданные в архитектуре и дизайне после Второй мировой войны.
Сегодня художники стараются взять все лучшее из прошлого, соединяя традиционные мотивы с достижениями современности. Камин — «одежда для огня», как любовно именуют его западные дизайнеры, — как и столетия назад, сообщает теплоту всей окружающей обстановке, а его композиция и расположение диктует архитектурное решение интерьеров. Поэтому не удивительно, что оформление каминов является одним из центральных мотивов творчества современных дизайнеров.
____________________________
ИНТЕРЕСНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Иногда при топке печи наблюдается постепенное ослабление тяги, топливо горит недостаточно интенсивно, а при открытой топочной дверке дым идет в помещение. Подобное происходит из-за засорения дымоходов сажей. После чистки дымоходов тяга восстанавливается.
Если внезапно резко ослабла тяга, скорей всего произошло разрушение одного из впутренних элементов печи, приведшее к перекрытию дымохода. Место повреждения определяется измерением тяги во всех прочистных отверстиях. Для восстановления дефекта необходимо разбирать часть кладки.
Полное отсутствие тяга при растопке свидетельствует о скоплении холодного воздуха в дымоходах и дымовой трубе. Воздух в трубе можно согреть, сжигая в прочистном отверстии под трубой бумагу и щепки, в результате чего тяга восстановится.
Появление конденсата в дымовой трубе говорит о слишком низкой температуре отходящих газов. Повысить ее можно путем утепления дымохода и использования для топки только просушенного топлива. Если этого окажется недостаточно, то печь надо перекладывать. В новом варианте длина дымоходов и их сечение должны быть меньше, а объем топливника – больше. Причинами появления конденсата могут быть также: неправильная топка (не закрыта топочная дверка); переполнение зольниковой камеры золой, что ограничивает поступление воздуха в зону горения; недостаточная гладкость внутренних поверхностей дымовой трубы, что создает дополнительное сопротивление движению газов.
К обязательному увлажнению трубы приводит использование при кладке трубы бывшего в употреблении кирпича со следами известкового раствора, а также недожженного кирпича, который гигроскопичен и промерзает зимой. Влага может попасть внутрь трубы извне (дождь, снег) из-за отсутствия колпака на оголовке трубы или же конденсироваться в трубе из-за сквозняков в чердачном помещении, вызывающих чрезмерное охлаждение стояка трубы.
Если даже после длительной топки стенки печи не прогреваются в достаточной степени, то, значит, внутри дымоходов нарос толстый теплоизолирующий слой сажи или печь охлаждается при подсосе воздуха через щели, появившиеся в ее стенках. Для устранения этой неисправности сажу вычистить или выжечь, щели расшить и затереть раствором.
http://pskp.org/index-3.htm
|