В последнее время мы все чаще бросаемся словом "стиль". То есть, употребляем его, что называется, по поводу и без повода. Понятия "стильный человек", "стильная одежда" основательно укоренились в повседневной лексике, и дошло даже до появления "стильной обуви". Однако то, что уместно в полусветской болтовне, в среде дизайнеров звучит дилетантским жаргоном.
Сегодня мы вернемся к первоначальному значению слова и поговорим о фундаментальном стиле как звене между стилем жизни и дизайном интерьера. Проведем различие между стилем, стилевым направлением и стилизацией.
Стиль - это стройная система конструктивных и декоративных элементов. Их комбинация для каждого стиля индивидуальна и, без сомнения, уникальна. Например, классицизм основан на конструктивной системе ордера, для рококо характерны декоративные орнаментальные элементы и т. д. Важно отметить, что стиль, помимо современных ему формальных пристрастий, отражает общественные и социальные вкусы. Смена общественных идей всегда сопровождается сменой стилей.
Введем классификацию, определив две основные группы стилей. В первую группу выделим стили исторические, такие как готика, барокко, классицизм, конструктивизм. Они возникали в определенные периоды времени, развивались и затем исчезали, сменяясь новыми. Некоторые из них принято именовать большими. Это стили, проявившиеся во всех областях искусства - от музыки и поэзии до архитектуры, интерьера и костюма: ренессанс, барокко, классицизм, модерн, постмодернизм. Другие стили воплотились не столь полно. К историческим стилям относятся также ампир, конструктивизм, минимализм, high-tech. Иногда можно встретить определение "стиль Георга", "стиль Людовика XIV" или "стиль Адама". Все это разновидности одного большого стиля. И каждой из них мы посвятим особый разговор. Стиль барокко во Франции времен Людовика XIV находился на взлете. Для того чтобы показать некоторые особенности этого периода, используют термин "стиль Людовика". Причем термин говорит не только об архитектурном стиле, но и об особенностях стиля жизни во времена "короля-солнца". Нечто подобное можно сказать о "стиле Георга" - здесь речь идет о туманном Альбионе XVII века. А "стиль Перикла" обозначает золотой век греческой классики, когда - во времена его правления - воздвигались лучшие памятники архитектуры.
Вторая группа - так называемые этнические стили. Они определяются элементами народного (этнического) быта. Например, в русском народном стиле используются детали архитектуры или типы мебели Древней Руси. Другой вариант - подчеркнуто функциональный американский народный стиль и т. д. Многие дизайнеры пользуются принципами американской планировки, берущей начало во временах освоения Дикого Запада. Вы можете оформить жилище в виде ковбойского ранчо, мавританского дома, малазийской хижины или чукотского чума. Один из самых комфортабельных и фешенебельных представителей этой же группы - модный сейчас скандинавский стиль.
Стилевым направлением обычно называют явление, которое проявилось фрагментарно, не охватив все сферы человеческой жизни. Например, романтизм выразился не в формах и орнаменте, а в аранжировке отдельных деталей интерьера. То же самое можно сказать о бидермейере, неоготике, неоклассицизме.
Понятие стилизация является производным от стиля и обозначает творческую свободную интерпретацию его элементов. Всякая стилизация стремится к созданию современного и нового, используя художественные приемы прошлого. Исторические стили живут в определенное время, и восстановление их в позднейшие эпохи практически невозможно и нецелесообразно (здание в стиле барокко требует интерьера в стиле барокко, костюма в стиле барокко, экипажа в стиле барокко и т. д.; исключение любого из элементов превращает всю систему в пышную декорацию безвкусной оперетты). Проще говоря, стиль - это образ жизни, воплотившийся в формах искусства. Соответственно его "повторение" возможно лишь в виде стилизации. Египетский, этрусский, византийский стили безусловно относятся к историческим, даже археологическим. Но, в отличие от барокко и классицизма, они существовали "в одной отдельно взятой стране" и, кроме того, не донесли до наших дней картину интерьера в полном объеме. Точное "музейное" воспроизведение этих стилей называется реконструкцией. Впрочем, египетский стиль сейчас вновь вошел в моду. Но, к сожалению, о том, чтобы организовать пространство по его законам, мечтать трудно - представление о древнеегипетских гостиных и спальнях мы можем почерпнуть разве что в описаниях ночей Клеопатры. Разумнее попытаться воссоздать не столько стиль, сколько образ интерьера. Египетские мотивы (фигуры богов, растительные орнаменты и т. д.) используются в современном оформлении мебели очень широко. Иногда воспроизводятся целые предметы меблировки - например кушетка с характерным декором или столик-треножник "по мотивам" древнеегипетской жаровни. Что же касается византийского и этрусского стилей, то они сегодня проявляются лишь в декоре, поскольку изначально не были самобытны в трактовке интерьера или мебели. Так что, обращаясь в дизайне интерьера к египетскому, византийскому и этрусскому стилям, мы, как правило, создаем стилизацию.
Коктейль из нескольких стилистических элементов называют эклектикой. Впервые она появилась в конце XIX века, после чего ее то ниспровергали, то оправдывали. Все эти метания закончились в середине XX столетия, когда эклектика стала основой очень интеллектуального большого стиля - постмодернизма. Комбинируя в одном интерьере различные стили, эклектика делает это намеренно, для достижения эффекта новизны.
Практическое занятие
Тем из вас, кто решил начать практическую работу над интерьером, мы хотели бы дать три основных совета.
Совет первый: сделайте правильный выбор. Лучше всего выбрать стиль, исходя из образа вашей жизни. Можно придерживаться этого стиля в оформлении всего интерьера, а можно - в пределах одного помещения.
Совет второй: не пытайтесь воспроизвести стиль полностью. Если вы остановились на историческом или этническом стиле, не стоит золотить потолки в спальне или городить бревенчатую избу. В наших публикациях мы порекомендуем вам, какие элементы каждого стиля оптимальны для современного интерьера.
Совет третий: найдите в своем доме место для стилевого акцента.
В вашем распоряжении имеется три уровня применения стиля в современном интерьере. Первый уровень, радикальный, - это полная реконструкция помещения с целью воспроизвести пространство, пропорции, объемы стиля. На втором уровне декоративной доминантой интерьера становится конструктивный элемент стиля (например, арка, колонна или пилястра). Третий уровень требует минимальных затрат сил и ограничивается включением в интерьер стилевого акцента. Им может стать как отдельный предмет, так и группа предметов.
В этот раз с точки зрения трех вышеназванных уровней применения стиля мы разберем современный интерьер, стилизованный под классику.
Реконструкция. Если вы решились на реконструкцию, определите центральное пространство, вокруг которого будет развиваться интерьер. Таким естественным центром чаще всего становится гостиная. При реконструкции интерьера в классическом стиле лучше выбрать центрическую или лучевую композицию. Подготовьте эффект восприятия вашей гостиной. Для этого прихожую и холл лучше разделить открытой колоннадой. В целом современный классический интерьер должен избегать перегородок. Колонны и полуколонны успешно делят его на зоны. Вы "нанизываете" объемы, давая им свободу "перетекания" одного в другой. Дверные проемы лучше обозначить колоннами или полуколоннами. Пролеты между ними можно оформить архитравом, или "прорубить" световые колодцы, создавая иллюзию атриума (светового дворика). Все размеры, конечно, должны соответствовать вашему помещению, а вот пропорции необходимо соблюдать классические. В идеале колонны лучше выполнять из туфа или бетона (такие готовые изделия имеются в продаже). Мрамор и гранит годятся для отделки стен. Постарайтесь избежать мягких напольных покрытий. Оптимальным будет натуральный ковер с геометрическим орнаментом. А имитация каменных плит внесет в интерьер некоторую брутальность.
Второй уровень внедрения стиля назовем декорацией. Если вы применяете стиль в рамках декоративности, остановитесь на нескольких элементах и строго придерживайтесь их, ритмизируя и чередуя в разных видах. Предположим, вы взяли один или несколько конструктивных элементов классики - колонну, фриз или фронтон. Они будут основной ведущей темой вашего интерьера. Отчасти потому, что это главные составляющие стиля. Например, имея исходное пространство от 60 м2 до бесконечности, вы организуете гостиную вокруг колонны, которая ничего не подпирает. Она служит задаче зонирования согласно современной моде. Таким образом, вы получаете вполне законченный интерьер на античную тему. Мотив колонны или полуколонны можно повторить в оформлении проемов и конструкции мебели (ножки кресел, углы шкафов, различные стойки и подставки). В настоящее время к традиционному мебельному гарнитуру легко подобрать несколько эффектных предметов с выраженной стилевой принадлежностью. В магазинах можно найти также мебель с мотивами фронтона, который придает ей царственное величие.
Если вы выбрали декоративный способ организации интерьера, разумно выполнить часть элементов из таких материалов, как гипсокартон, дерево или пластики. Поскольку ваши колонны не несущие, они вполне могут быть "сложены" из легких современных отделочных материалов.
Уровень стилевого акцента (или детали) позволит достичь желаемого результата минимальными средствами. Стилевым акцентом может стать отдельный предмет. Античная ваза (даже если это прошлогодний сувенир из Греции), сменив банальную полку на литую треногую подставку, внесет в комнату классическую ноту. Орнамент драпировок или картина на античную тему - тоже вполне достаточная стилевая деталь.
Но даже при использовании одной стилевой детали надо строго соблюдать правило "классического" пространства и цвета: по возможности симметричная расстановка мебели, светлые тона. Краски современного классического интерьера не должны быть яркими, стены хорошо дополнить вверху античным орнаментом - меандром, акантом и т.п.